I. Паспорт программы развития.
Наименование Программы | Программа развития МУ ДО «Детская школа искусств» п. Первомайский на 2023-2027годы. |
Статус Программы | Школьная |
Заказчик Программы | Педагогический коллектив ДШИ |
Исполнители Программы | Администрация, педагогический коллектив, педагогический коллектив, родители, социальные партнеры школы. |
Управление Программой | Педагогический совет, методический совет, малые методические объединения, совет ДШИ, родительский комитет. |
Контроль за ходом реализации Программы | Администрация ДШИ, педагогический совет ДШИ, методические объединения. |
Руководитель МУ ДО «ДШИ» п.Первомайский | Мищенко Виктор Иванович |
Нормативно-правоваяоснова Программы | Конвенция о правах ребенка Конституция Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» Приказ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным и общеобразовательным программам» Устав МУ ДО «ДШИ» п. Первомайский |
Цель программы | Создание условий для эффективного развития детской школы искусств, направленного на обеспечение доступности качественного дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства, отвечающего требованиямсовременного социально ориентированного развития региона. |
Задачи программы | Развитие системы эффективного управления деятельностью ДШИ в соответствии с тенденциями развития управленческой науки и требованиями Федерального закона № 273 – ФЗ; Совершенствование образовательного процесса через обновление программно-методического содержания, его форм, методов и технологий, разработка программ нового поколения; Выявление, поддержка и развитие одаренных детей, создание условий для самоопределения, самореализации личности обучающегося, осуществление ранней профориентации; Укрепление сотрудничества и взаимодействия с профессиональными сообществами и творческими коллективами учреждений региона; Обеспечение информационной открытости и формирование позитивного имиджа ДШИ; Обеспечение возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками. |
Сроки реализации | 2023 – 2027 г.г. |
Период и этапы реализации Программы | 1 этап — подготовительный (2023 – 2024 годы) Цель: ознакомление педагогического коллектива с теоретическими и практическими аспектами предстоящей деятельности; определение критериев эффективности образовательного процесса; проведение аналитической и диагностической работы; разработка нормативно-правовой базы развития школы; утверждение Программы развития школы; |
2 этап — основной (2024 – 2026 годы) Цель: активное внедрение в учебный процесс всего спектра инновационных программ и технологий музыкального образования; практическая реализация приоритетных направлений деятельности; осуществление мониторинга результативности реализации Программы развития школы, образовательных программ (предпрофессиональных и общеразвивающих) | |
3 этап — завершающий (2026 – 2027годы) Цель: подведение итогов реализации Программы развития, обобщение опыта и результатов практической деятельности; разработка нового стратегического плана развития школы. | |
Ожидаемый результат | Реализация Программы развития позволит обеспечить: повышение качества дополнительного предпрофессионального и художественно-эстетического образования детей. удовлетворенность выпускников уровнем полученного образования; внедрение инновационных технологий в профессиональной деятельности педагогического коллектива. увеличение доли преподавателей, повысивших свой профессиональный уровень. улучшение материально – технической базы школы и программно – методического обеспечения школы. создание современного открытого культурного центра, осуществляющего систематическую образовательную, просветительскую и досуговую деятельность. Широкий охват всех социальных и возрастных групп населения, формирование и развитие эстетических вкусов и потребностей. |
Объем и источники финансирования | Средства бюджета муниципального района «Шилкинский район» внебюджетные источники, в том числе: средства от приносящей доход деятельности. |
II. «Анализ текущего состояния»
Информационная справка учреждения.
Большим культурным событием для п. Первомайский стало открытие в 1962 году музыкальной школы. Игре на фортепиано, баяне, аккордеоне начали обучаться более десятка детей. Первым директором школы был баянист Шестериков Александр Георгиевич, вторым стала Черняева Галина Петровна, пробывшая в должности около 20 лет. В 1968 году по инициативе директора Забайкальского Горно-обогатительного комбината Даниила МакаровичаМарова построено новое здание школы, в котором она функционирует до сегодняшнего дня. В 70 – е годы наблюдалось активное развитие школы, укрепление материально технической базы,увеличение контингента учащихся, заметная концертная деятельность. В 80 годы школу возглавила Заслуженный работник культуры Российской Федерации Кудряшова Галина Михайловна. После открытия в 1985 году хореографического отделения Первомайской школе присвоен статус «Детская школа искусств». Много лет на базе Детской школы искусств п. Первомайский проводились кустовые семинары, конкурсы исполнителей, оркестров и ансамблей русских народных инструментов, хоров и вокальных коллективов.
Школа постоянно взаимодействует с Забайкальским краевым училищем искусств, по вопросам методической грамотности, принимает на практики студентов. Проводится совместная работа с выпускниками школы по их дальнейшему музыкальному образованию.
В настоящее время Первомайская ДШИ – одна из ведущих школ Забайкальского края, идущая в ногу со временем. Более 300 детей обучаются на художественном, хореографическом отделениях, а также осваивают программы по обучению на отделении народных инструментов и по классу фортепиано. Преподавателями школы разработаны образовательные программы предпрофессионального обучения детей. На протяжении многих лет школа проводит интегрированные уроки художественного и фортепианного отделений. В 2007 году открылись группы раннего эстетического развития (5 – 6 лет), где дошкольники проходят обучение по трём направлениям: музыкальное, художественное, хореографическое. Разнообразнее стали художественные выставки, благодаря работам учащихся в технике фелтинг, барельеф, панно с использованием ткани, пряжи.
Кроме учебной деятельности школа ведет большую культурно — просветительскую работу по эстетическому и духовно — нравственному воспитанию детей. На базе школы созданы четыре творческих коллектива, два из которых имеют звания Образцовый.
Более 30 лет на хореографическом отделении существует Образцовый ансамбль танца «Мозаика». Для выступлений данного коллектива и хореографического отделения, в школе имеется пошивочный цех. Ежегодно пополняется коллекция сценических костюмов, на сегодняшний день насчитывается более 1500 экземпляров.
В 2022 году детская школа искусств отметила свой шестидесятилетний юбилей. На сегодняшний день в школе работают 19 преподавателей, среди них 7 имеют звания Заслуженных работников культуры Читинской области, Забайкальского края и Российской Федерации. За 60 лет школа выпустила 1400 учеников.
На протяжении многих лет, традиционно, в школе искусств проводятся мероприятия для учащихся: Посвящение в первоклассники, Новогодние квесты, театрализованные представления, традиционные выпускные вечера, итоговые концерты отделений, Отчетные концерты с художественной выставкой для населения поселка.
С 2014 года руководителем учреждения «Детская школа искусств» становится Мищенко Виктор Иванович. За время его работы в школе значительно обновлена материально – техническая база, учащиеся обеспечены музыкальными инструментами и инновационными средствами обучения. В 2022 году в рамках национального проекта «Культура» в школе искусств был проведен капитальный ремонт. В результате проведенных работ в школе созданы все условия для творческой реализации детей.
Управление образовательным процессом
МУ ДО «ДШИ» осуществляет свою деятельность в соответствии
с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», другими нормативными актами, Уставом Школы.
Непосредственное управление образовательным учреждением в пределах своей компетенции осуществляет директор, который:
обеспечивает стратегическое управление деятельностью;
обеспечивает планирование, организацию, контроль и анализ деятельности по достижению результатов, определенных программой развития;
создает необходимые организационные и материально-финансовые условия для деятельности образовательного учреждения.
Заместитель руководителя по учебно-методической работе организуют текущее и перспективное планирование образовательной деятельности учреждения.
Заведующий хозяйственной частью осуществляет руководство хозяйственной деятельностью учреждения.
Педагогический совет рассматривает основные вопросы образовательного процесса. На заседаниях Педсовета обсуждаются проекты планов работы на предстоящий год, проводятся итоги промежуточной и итоговой аттестаций учащихся, разбираются проблемы учебного процесса.
Построение данной организационной структуры обеспечивает согласованность действий участников совместной деятельности. Чтобы совместная работа была эффективной, необходимо, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают, чтобы они были заинтересованы в их получении, чтобы они испытали удовлетворение от своей работы, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы.
Режим работы школы.
Школа работает с 8.00 до 20.00. Учащиеся обучаются по шестидневной рабочей неделе.
Время начала занятий учащихся определяется в соответствии с полным расписанием их учебной и внеурочной деятельности. Продолжительность уроков зависит от учебного плана, утверждаемого директором школы ежегодно, и может составлять от 35 минут до 1:30 ч.
Перерывы между уроками 10 минут.
Кадровое обеспечение.
За годы существования в ДШИ сложился стабильный коллектив.Школа в основном укомплектована педагогическими кадрами, текучесть кадров присутствует.
Основными принципами кадровой политики школы являются демократичность, сочетание преемственности и обновления кадров, подбор
кадров по профессиональным, деловым и моральным качествам, социальнаязащищённость персонала, высокая корпоративная культура.
Педагогический коллектив школы – 19 преподавателей.
Из них 2 внутренних совместителя.
Абсолютное большинство преподавателей имеют солидныйпедагогический стаж, но с другой стороны, проблемой остается старениеколлектива и сравнительно небольшой процент молодых педагогов.
Образовательный процесс в Учреждении осуществляется педагогическими работниками, прошедшими соответствующую подготовку по профилю деятельности Учреждения.
11 преподавателей имеют высшее образование;
8 преподавателей имеют среднее специальное образование.
Администрация школы считает своей задачей создавать коллектив единомышленников, открывать в коллегах творческие качества, создавать возможности для самореализации каждого. Это позволяет преподавателям успешно проходить аттестацию.
- 1 преподаватель с Высшей квалификационной категорией.
Сведения о повышении квалификации преподавателей.
В школе сложилась система работы по повышению профессиональнойкомпетенции педагогов. Эта система включает в себя работу в методических объединениях, в специальных программахметодических семинаров
и конференций и курсовой подготовки.
С 2022 по 2023 год курсы повышения квалификации прошли 7 преподавателей.
Характеристика образовательного процесса.
Образовательные программы, по которым идет обучение МУ ДО «ДШИ» позволяют наиболее полно реализовать задачиобучения с учетом индивидуальных способностей учащихся, степени иходаренности, интереса
к обучению, их мотивации.
Введение в учебный процесс дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства в соответствии с Федеральными государственными требованиями, дало возможность создать условия для выявления одаренных детей в раннем детском возрасте,эффективного развития и обучения учащихся, обладающих способностями, для дальнейшего профессионального обучения в специальных учебных заведениях в области искусства.
Школа реализует образовательные программы для детей от 5 до 18 лет.
Контингент учащихся школы формируется на основе свободного выбора детей в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» и Уставом школы.
С сентября 2013 года школа приступила к реализации дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ в области искусств «Фортепиано», «Живопись», расширяя их перечень в последующие годы.
На сегодняшний день в ДШИ реализуются следующиедополнительные общеобразовательные предпрофессиональные программ в области искусств:
«Фортепиано»8(9) лет обучения;
«Народные инструменты» 5(6) лет обучения;
«Духовые иударные инструменты» 5(6) лет обучения;
«Живопись»8(9) лет обучения;
«Хореографическое творчество» 8(9) лет обучения;
«Музыкальный фольклор» 8 (9) лет обучения
ДШИ также реализует дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы по видам искусств, и программу «Раннее эстетическое развитие детей 5-6 лет» (2 года).
В 2018 году преподавателями ДШИ разработаныадаптированные дополнительные общеразвивающие программы для учащихся сограниченными возможностями здоровья по специальностям «Фортепиано», «Баян, аккордеон», «Домра».
Уровень квалификации преподавательского состава позволяет творчески решать практические задачи, создавать условия для реализации потенциальныхвозможностей учащихся, что, безусловно, сказывается на выступленияхвоспитанников школы в конкурсах различного уровня: ученики принимаютучастие в региональных, российских и международных творческих конкурсах,завоевывая звания лауреатов и дипломантов.
ДостиженияучащихсяДШИ за последние 3 года.
№ | Конкурсы | Кол-во конкурсов | Всего участников от школы | Количество лауреатов, дипломантов |
Международные | 14 | 162 | 12 | |
Всероссийские | 10 | 42 | 42 | |
Региональные | 8 | 6 | 3 | |
Городские | 2 | 3 | — | |
Всего: | 34 | 213 | 57 |
Важным направлением работы школы является взаимодействие и укрепление связей с другими учреждениями и организациями (детскими садами, школами, учреждениями культуры, учреждениями профессионального образования) в решении общих задач художественно-эстетического образования и воспитания детей и подростков, обеспечение каждому талантливому ребенку равных стартовых возможностей в реализации собственной творческой деятельности.
Взаимодействие ДШИ с другими учреждениями и организациями.
№ п/п | Наименование организаций, учреждений | Направления совместной деятельности | |
1. | ГУК УМЦКиНТпо Забайкальскому краю | посещение модульных семинаров, конференций в рамках повышения квалификации преподавателей; курсы повышения квалификации педагогических работников; участие в конкурсах, фестивалях, выставках и т.п.; Консультации по ведению образовательной деятельности, проведение мастер классов. | |
2. | ГПОУ «Забайкальское краевое училище культуры» | курсы повышения квалификации педагогических работников; участие учащихся и преподавателей в конкурсах, фестивалях, выставках и т.п.; проведение краевых методических мероприятий; консультации по вопросам ведения образовательной деятельности. проведение мастер – классов преподавателями ДШИ; участие преподавателей школы в конференциях; рецензирование преподавателями колледжа программ, методических разработок, сборников преподавателей школы; оказание методической помощи преподавателями краевого училища в рамках подготовки к конкурсам, олимпиадам; профориентационная работа. | |
3. | ГПОУ « Забайкальское краевое училище культуры» | организация совместной деятельность по проведению педагогической практики студентов (в рамках договоров); профориентационная работа. организация и проведение совместных проектов. | |
4. | Государственное бюджетное учреждение: ООШ №1 | участие учащихся и преподавателей школы в конкурсных, фестивальных концертных мероприятиях; посещение концертов, мастер-классов. | |
5. | СОШ №2 | организация и проведение совместныхпроектов. участие в мастер – классах; участие учащихся и преподавателей в фестивалях, выставках и т.п.; | |
6. | СОШ № 3 | проведение школой культурно- просветительских мероприятий (лекции, концерты). | |
7. | СОШ № 5 | ||
8. | Городской Дом культуры | проведение совместных мероприятий; | |
9. | Районный краеведческий музей | посещение выставок, лекций , встреч, других мероприятий, проведение совместных мероприятий. | |
10. | Детские дошкольные учреждения поселка | проведение школой культурно-просветительских мероприятий (лекции, концерты), проведение профориентационной работы |
Развитие материально-технической базы.
Материально-техническая база – необходимое условие функционирования и развития образовательного учреждения. Совершенствование материально-технического обеспечения современным учебным оборудованием, информационно-техническими средствами являются современными требованиями к образовательному процессу.
№ | Сведения о помещениях | МУ ДО «ДШИ» Микрорайон,19 |
Общая площадь | 1230,7 м2 | |
Всего помещений | 18 | |
Занято помещений под учебные занятия | 18 | |
Актовый (музыкальный зал) | 120 мест | |
Библиотека | 1 | |
Ограждение | Металлическое |
ДШИ эффективно использует имущество, закрепленное за ней на праве оперативного управления, обеспечивает его сохранность, осуществляет текущий ремонт.Все помещения школы соответствуют нормам охраны труда, санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям. Внутренняя отделка помещений выполнена современными материалами, допускающими влажную уборку.Все учебные помещения имеют естественное и искусственное освещение. Уровень освещенности соответствует требованиям. Санитарно-техническое обеспечение: водоснабжение холодное от городских сетей, подается бесперебойно; горячее водоснабжение, отопление-централизованное, состояние удовлетворительное; вентиляция — естественная, соответствует нормам СанПин.
В 2022 году в рамках национального проекта «Культура» в ДШИ проведен капитальный ремонт.
Для обеспечения безопасности учащихся и работников в ДШИ ведется круглосуточное дежурство сторожей по зданиям (с 20.00 до 8.00) и вахтеров (с 8.00 до 20.00).
В здании ДШИ установлена:
-пожарная сигнализация и система оповещения при пожаре с автоматическим выводом на пульт пожарной охраны;
-система видеонаблюдения;
-КТС (кнопка тревожной сигнализации).
Выводы:
В результате системной работы повышается кадровый потенциал школы, который обладает достаточным уровнем образования и квалификации для реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств.
Распространение педагогического опыта на окружном уровне через участие в семинарах и конференциях по развитию системы художественного образования
способствует укреплению положительного имиджа учреждения и созданию крепких основ методического обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Статистические данные по составу контингента учащихся, качеству освоения
образовательных программ, результатам участия в конкурсах и фестивалях, активной концертно-выставочной деятельности — свидетельствуют об эффективной работе учреждения по сохранению и развитию отечественных традиций по выявлению и плодотворному развитию одаренных детей, по определению условий для прогнозирования и обеспечения высокого результата обучения, по созданию эффективного развития и реализации потенциальных возможностей, одаренных обучающихся.
Активное сотрудничество с родителями, взаимодействие семьи и ДШИ создает благоприятные условия для создания комфортной образовательной среды учащимся через внедрение в учебно-воспитательную деятельность ДШИ различных форм сотрудничества с родителями, активное вовлечение в мир искусства семьи обучающегося, сотрудничество с родителями по вопросам адаптации первоклассников к требованиям современной школы искусств, повышение инициатив родителей в проведении школьных, городских мероприятий положительно отражается в деятельности ДШИ.
Проведенные ремонтные работы обеспечивают создание условий доступности и качества оказания образовательных услуг.
Системная работа учреждения по всем направлениям деятельности – обеспечивает привлекательность и востребованность ДШИ в социокультурном пространстве округа.
III. Содержание проблем,
на решение которых направлена Программа развития»
Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка, независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объёма или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки, или предоставляет альтернативныевозможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». [Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р]
Решение задач программы Развития будет обеспечено путём реализации комплексного проекта «Модернизация Детской школы искусств» и ряда следующих мероприятий.
1. Информатизация процесса образования. Взаимодействие ДШИ с другими образовательными организациями и организациями культуры.
Решение данной задачи предполагает создание современной информационно-коммуникационной системы в ДШИ, использование информационных технологий в процессе обучения и воспитания учащихся, повышение профессиональной компетентности преподавателей; системы, способной мобильно реагировать и отражать значимые события в школе и регионе, содержать актуальные базы данных по контингенту, мероприятиям и конкурсам. Данная система позволит обмениваться опытом с коллегами через проведение интернет-конференций, вебинаров и т.д. Информационное обеспечение деятельности Детской школы искусств будет способствовать имиджированию учреждения, привлечению внимания различных категорий населения города, региона.
Создание информационно-коммуникационной системы в ДШИ предполагает:
модернизацию официального сайта Детской школы искусств;
компьютерное оснащение учебных кабинетов.
2. Расширение спектра образовательных программ и повышение качества образования в ДШИ.
Комплексный проект «Модернизация Детской школы искусств» предполагает обновление и совершенствование содержания образования, применение инновационных технологий при реализации образовательных программ, расширение спектра образовательных программ, увеличение контингента обучающихся, реализация сокращенных образовательных программ и индивидуальных учебных планов, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, реализацию различных проектов социальной направленности, активную концертную и конкурсную деятельность.
Обеспечение высокого уровня качества образования может быть достигнуто посредством повышения квалификации преподавателей, прохождения процедуры аттестации педагогических кадров, привлечения в Детскую школу искусств молодых преподавателей.
На сегодняшний день в ДШИ высокий процент работников в возрасте свыше 45 лет. Активное сотрудничество с профильными средними и высшими учебными заведениями, совместное участие в мероприятиях различного уровня, проведение конференций, мастер-классов, семинаров и т.д. позволит привлечь в Детскую школу искусств молодых специалистов. Решение данной задачи возможно через укрепление трёхступенчатой связи «Школа – Колледж – ВУЗ» для целевого обучения выпускников ДШИ с их последующим трудоустройством, а также реализация в ДШИ мер социальной поддержки молодых специалистов.
3. Развитие системы платных услуг как внебюджетного источника финансирования.
Современный этап развития системы дополнительного образования во многом ориентирован на режим инновационного развития, что проявляется во внедрении в образовательный процесс новых направлений, программ, творческих студий для детей и взрослых. Решение данной задачи будет обеспечено путём изучения спроса населения на услуги дополнительного образования, проведения анализа материально-технических и кадровых возможностей Детской школы искусств, разработку соответствующих дополнительных общеразвивающих программ в области искусств, проведение расчетов по их стоимости для физических лиц, презентация данных направлений и программ и начало реализации данных программ за счет средств родителей.
4. Укрепление материально-технической базы для внедрения инновационных программ и улучшения качества дополнительного образования.
Для успешного решения основных задач школы, необходимо развитие материально-технической базы, обновление парка музыкальных инструментов, приобретение необходимого инвентаря для качественной реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств. Решение данной задачи тесно взаимосвязано с успешной реализацией второй задачи, а также привлечением спонсоров к проблеме обновления материально-технической базы ДШИ.
5. Создание доступной среды, обеспечение качественного образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов министерства образовании Российской Федерации. В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества. Открытость Детской школы искусств для каждого ребенка, реализация сокращенных образовательных программ и индивидуальных учебных планов позволит учащимся с ограниченными возможностями здоровья приобрести опыт социализации, адаптироваться в обществе сверстников, определить собственное место и роль в окружающем мире. В свою очередь целенаправленная активная работа с одаренными детьми, реализация Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года, позволит Детской школе искусств подняться на качественно новый уровень среди учреждений образования и культуры города, региона.
IV. «Мероприятия Программы»
«Программа развития разработана во исполнение ст. 28 ч. 3 п. 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальныхцелях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» в рамках национального проекта «Образования» («Успех каждого ребенка». «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего») перед российской сферой образования поставлены задачи обеспечения достижения следующих показателей:
— воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно — нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально — культурных традиций;
— формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
— обеспечение освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья дополнительных общеобразовательных программ;
— обеспечение возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками.
Также Президентом обращено внимание на необходимость создания культурно — образовательных комплексов; обеспечение школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами; продвижение талантливой молодёжи в сфере музыкального искусства, подготовки кадров.
Все эти основания: нормативно — правовые, методологические
и организационные стали предпосылками и основой для разработки новой Программы развития ДШИ.
Основное содержание Программы
Мероприятие | Сроки | Ответственный исполнитель |
Задача 1. Развитие системы эффективного управления деятельностью ДШИ в соответствии с тенденциями развития управленческой науки и требованиями Федерального закона № 273 — ФЗ. | ||
1. Актуализация существующей нормативно- правовой базы образовательного пространства школы и определение необходимости внесения изменений, обновлений, корректировки нормативно-правовой базы. | 2023-2027 | Директор, заместитель директора |
2. Развитие административных, экономических и других современных методов управления образовательной системой: -расширение использования в управлении ДШИ информационно-коммуникативных технологий; -создание единого электронного банка данных по организации образовательного процесса; — систематическое обновление сайта школы в соответствии с изменяющимися требованиями. | 2023-2027 | Директор, заместитель директора, ответственный за сайт. |
Задача 2 Совершенствование образовательного процесса через обновление программно-методического содержания, его форм, методов и технологий, разработка программ нового поколения | ||
1. Изучение стратегических документов, приоритетных направлений в сфере художественного образования | 2023-2027 | Директор, заместители директора, педагогический состав |
2. Прогнозирование развития методической работы педагогического коллектива в целом и каждого педагога в отдельности, планирование работы | 2023-2027 | Заместитель директора |
3. Использование новых информационных технологий и усовершенствование традиционных методик | 2023-2027 | Заместитель директора, педагогический состав |
4. Мониторинг образовательного процесса управления и ведения документации, необходимой для осуществления образовательно-воспитательного процесса | 2023-2027 | Заместитель директора |
5. Формирование положительной мотивации на успех, поступательное развитие, повышение профессионального уровня, поощрение инновационной результативной деятельности преподавателей | 2023-2027 | Директор, заместитель директора |
6. Разработка и реализация адаптированных программ | 2023-2027 | Заместитель директора, методический совет |
Задача 3 Выявление, поддержка и развитие одаренных детей, создание условий для самоопределения, самореализации личности обучающегося, осуществление ранней профориентации. | ||
1. Разработка системы диагностики успешности освоения образовательных программ, индивидуального развития детей | 2023-2027 | Заместитель директора, методический совет |
2. Участие обучающихся во внутришкольных, региональных, Всероссийских и международных фестивалях, конкурсах, выставках, проектах | 2023-2027 | Директор, заместительдиректора, педагогический состав |
3. Изучение инновационных методов работы с одаренными детьми. | 2023-2027 | Директор, заместитель директора, педагогический состав |
4. Разработка и осуществление новых творческих проектов, объединяющих отделения школы. | 2023-2027 | Директор, заместитель директора, педагогический состав |
Задача 4 Укрепление сотрудничества и взаимодействия с профессиональными сообществами и творческими коллективами учреждений региона | ||
Взаимодействие со ОО | 2023-2027 | Администрация, педагогический состав |
Совместные проекты | 2023-2027 | Директор, заместитель директора, педагог- организатор, педагогический состав |
Задача 5 Обеспечение информационной открытости и формирование позитивного имиджа ДШИ | ||
1. Разработка структуры единого информационного образовательного пространства Школы, способной мобильно реагировать и отражать значимые события в школе и регионе, содержать актуальные базы данных, осуществлять интерактивные процессы | 2023-2027 | Директор, заместитель директора, методический совет |
2. Разработка и проведение краткосрочныхознакомительных программ, мастер-классов для учащихся ОУ поселка, других групп населения | 2023-2027 | Заместитель директора, методический совет, педагогический состав |
3. Участие в интернет проектах и сетевыхпрофессиональных сообществах | 2023-2027 | Педагогический состав |
4. Привлечение родителей к совместной работе по решению вопросов, связанных с учебной, воспитательной, концертной, конкурсной деятельности ДШИ | 2023-2027 | Директор, заместительдиректора, педагог- организатор, педагогический состав |
Задача 6 Обеспечение возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками | ||
1. Мониторинг потребности в повышенииквалификации педагогических работников | 2023-2024 | Директор, инспектор по кадрам |
2. Разработка плана непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий | 2023-2024 | Директор, инспектор по кадрам |
3. Распространение опыта работы преподавателей ДШИ | 2023-2024 | Педагогический состав |
4. Участие педагогических работников ДШИ в профессиональных ассоциациях | 2023-2024 | Заместитель директора, педагогический состав |
Задача 7 Развитие и укрепление материально-технической базы школы, включая оснащение музыкальными инструментами и специальным оборудованием, обеспечивающим возможность эффективной реализации образовательных программ | ||
Расширение площадей для художественного отделения ДШИ | 2023-2024 | Администрация |
Учет и анализ материальных ценностей при инвентаризации | 2024 | Администрация |
Приобретение музыкальных инструментов | 2023-2027 | Администрация |
Обеспечение кабинетов необходимыми материалами | 2023-2024 | Администрация |
Эстетическое совершенствование образовательного пространства школы и прилегающей территории | 2023-2027 | Администрация |
V. Возможные риски
Возможное нежелание определенной части педагогического коллектива участвовать в модернизации образовательного процесса, внедрении в учебный процесс инновационных программ и технологий музыкального образования;
недостаточный уровень методической компетенции, профессиональнойподготовки по компьютерным и современным информационным технологиямопределенной части педагогического коллектива;
нестабильная социально-экономическая ситуация в стране, на рынке труда,
инфляция, риск и опасность снижения уровня финансирования школы, в связис чем – отсутствие или нехватка бюджета на финансирование инновационныхтехнологий и информационно-технологическое обеспечение школы;
недостаточная активность и инициативность отдельных образовательных,
творческих, общественных, культурно-досуговых учреждений и организаций- партнеров школы по творческому взаимодействию и сотрудничеству;
возможная пассивность зрительской аудитории, не всегда желающей
присутствовать на творческих, образовательных и культурно-просветительскихмероприятиях школы и ее творческих партнеров, что способствует появлениютакой проблемы, как слабая заполняемость зрительных залов во время проводимых мероприятий.
Необходимо постоянно проводить работу по повышению профессиональнойкомпетенции и уровня компьютерной подготовки педагогического коллективашколы, демонстрации возможностей инновационных программ и технологиймузыкального образования для всех участников образовательного процесса,активнее вовлекать в творческий инновационный процессне только непосредственных участниковобразовательного процесса, но и потенциальную зрительскую аудиторию.
Активная работа в данном направлении позволит минимизироватьи сократить большинство рисков, способствуя успешной реализации намеченныхцелей.
VI. Оценка эффективности Программы.
Эффективность реализации Программы развития определяется путемопределения показателей выполнения Программы, соотнесения прогнозных
результатов с результатами, обозначенными в Программе.
При этом важнейшим показателем эффективности будет являтьсяконстатация достижения детской школы искусств нового качественногосостояния, определяемого изменениями важнейших элементовобразовательной системы ДШИ, а именно:
внедрение и успешное функционирование новых организационно —
финансовых механизмов, обеспечивающих жизнедеятельность ДШИ;
обеспечение информационной открытости ДШИ;
положительного имиджа в Ненецком автономном округе;
обеспечение конкурентоспособности ДШИ, в том числе:
путем качественной реализации дополнительных
предпрофессиональных программ в области искусств, положительная динамика количества участников конкурсных выступлений, сетевого
взаимодействия ДШИ с другими образовательнымиорганизациямикультуры, учреждениями города иокруга, привлечения к обучению в школе детей с ограниченными возможностями здоровья;
активноговключения родителей (законных представителей) в образовательный процесс;
комфортностью образовательной среды, обеспечивающейсядостаточным количеством учебных классов;
укрепление материально-технической базы ДШИ.